Цель и назначение Церкви. Христологический и пневматологический аспекты Церкви.

Головашина Л. Н., Канатьева Т. В., Миронов Ю. И.

Цель и назначение Церкви.

Христологический и пневматологический аспект Церкви.

 

Понятие о Церкви Христовой

В действительности, до сих пор никому не удалось дать всеобъемлющее определение понятию «Церковь».

В самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми Таинствами.

Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами (она же «странствующая Церковь», цель которой — достижение «небесного Отечества», Царства Небесного).

Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.

Очевидно, что пребывание ангелов в Церкви не связано непосредственно с Боговоплощением. Ангелы бесплотны, Тела и Крови Христовых они не причащаются. Следовательно, у Бесплотных сил имеется иной, отличный от нашего, способ участия в Церкви. То же относится и к ветхозаветным праведникам. Поэтому наименование Церкви «Телом Христовым» не следует рассматривать как ее исчерпывающее определение. Оно есть не более чем библейский образ Церкви, хотя он и выражает существо Церкви глубже, чем другие экклезиологические образы Священного Писания.

Ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиерей Владимир Воробьев так говорит об этом понятии: «Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи… И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: «Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?», и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.

Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».

Вот и сегодня, приходя в Церковь, не нужно искать в ней сектантскую организованность и порядок. В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм. Увидеть за всем этим Христа – очень нелегко».

В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий.

Цель и назначение Церкви

 Никакие общества или союзы не учреждаются без определенных целей. Так и Церкви Божественной волей ее Основателя указана своя цель, отличная от целей всех естественных союзов. Цель основания церкви сообразна с целью воплощения Сына Божия. Как Он был послан Отцем спасти погибших – привести всех в царствие Божие, так и церковь Им основана для той же цели, т. е. чтобы в ней все обретали спасение через усвоение плодов искупления, пока не будет достигнута цель. Отсюда высшая задача церкви, как продолжительницы дела Христова, состоит именно в том, чтобы совершать просвещение и возрождение грешных людей к новой, святой жизни, воссоединять их со Христом и Богом и таким образом приводить в царство Божие. Такая цель церкви ясно указана ап. Павлом: Христос возлюби церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе, да представит ю Себе славну церковь (т. е. всех верующих), не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф.5:25; сн. Тит.2:14). Следовательно, святость ее членов есть цель, которой должна достигать церковь данными ей средствами. Тот же апостол учит: Той (т. е. И. Христос)  дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дондеже достигнем еси в соединении веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф.4:11-13). По этим словам, цель, к которой должна стремиться церковь, есть распространение ее во всем мире, полное и истинное познание ее членами Сына Божия, духовное совершенство человека, воссоединение с Богом. Плод этого есть жизнь вечная.

Такая чрезвычайная задача требует и средств чрезвычайных. В церкви для достижения ей своей высокой цели возрождения и просвещения человека и находятся не человеческие только, но и божественные силы.

Христос спасает не каждого отдельного человека, но Церковь как единое целое, как Свое Тело. Делаясь через Святое Крещение членом Церкви, каждый христианин становится составной, органической частью «полноты Наполняющего все во всем», сам наполняясь этой Божией полнотой, — и тем самым обретает всесовершенную полноту своего человеческого бытия, своей человеческой личности. По мере своей веры и своей благодатной жизни в Церкви каждый христианин достигает этой полноты через святые таинства и святые добродетели. В Богочеловеческом теле Церкви преподана вся благодать Троичного Божества, благодать, спасающая от греха, смерти и дьявола, возрождающая нас, преображающая нас, освящающая нас, обоживающая нас, делающая нас своими Христу и всей Святой Троице. Но каждому из нас эта благодать подается «по мере дара Христова». А Господь Иисус Христос отмеряет каждому благодать по его труду (1Кор.3:8): по усердию в вере, в любви, в милосердии, в молитве, в посте, в бдении, в кротости, в покаянии, в смирении, в терпении и в прочих святых подвигах и святых евангельских Таинствах.

 Церковь есть дело и Христа (христологический аспект)  и Духа Святого (пневматологический аспект), и учение о ней имеет двойное обоснование. Церковь, с одной стороны, есть Тело Христово, а с другой — полнота Наполняющего все во всем, т. е. полнота Божественной благодати, достигающей нас в Ипостаси Святого Духа. Миссия двух Лиц Пресвятой Троицы, Сына и Духа Святого, различна, хотя Они и совершают на земле одно и то же дело — созидают Церковь. И чтобы уяснить это различие, следует рассмотреть, каково место и назначение в Церкви каждого из вышеназванных Лиц.

           Христологический аспект Церкви

Христос, истинный Бог и истинный человек, – единосущный Отцу в Своем божестве, – единосущный людям в Своей человеческой природе, – стал тем, что мы есть, чтобы мы стали тем, кем является Он.

Христологический аспект Церкви — условия, так сказать, объективные и незыблемые, обоснованные тем, что Христос – глава Своего мистического Тела, что наша природа заключена в Его Ипостаси, благодаря чему Церковь есть двуприродный организм.

Церковь является полнотой, когда она выполняет свое призвание быть “дополнением Христа”. По  словам святого Иоанна Златоуста: “Глава только тогда будет удовлетворен, когда тело станет совершенным, когда мы все будем со-единены и связаны вместе”; через расширение воплощения Христос — Бого-Человек переходит ко Христу — Бого-Человечеству, к Церкви.

В своем христологическом аспекте Церковь представляется нам абсолютной непоколебимостью, незыблемой основой, о которой говорит апостол Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:19-22).

Апостол Павел также описывает Церковь в образе “полноты Наполняющего все во всем” (Еф.1:23), в силу чего Тело существует лишь в таком единстве своих членов, что каждый член несет в себе все Тело целиком. И в соответствии с этим устроением, Христос является не просто одним среди других членов, а Главой в самом сильном значении объединяющего начала. Выражение “тело”, имеет определенно евхаристическое происхождение. И члены объединяются в организм, в котором протекает жизнь Бога в людях.

Христос есть Источник жизни Церкви. Господь управляет Своей Церковью посредством Святого Духа. Различные служения, определенную структуру установил в Церкви Христос, поставляет же на служение Святой Дух (например, во епископов, по синодальному переводу — блюстителей (Деян.20:28)). Таинства и священнодействия установил в Церкви Господь, совершаются же эти таинства и священнодействия силой Духа Святого. Полнота единения со Христом достигается через участие в таинстве Евхаристии, само же преложение Даров в таинстве совершается силою Святого Духа.

Вся эта деятельность Святого Духа относится к христологическому аспекту Церкви, но Его деятельность в Церкви этим не исчерпывается. Богочеловеческое единство Тела – христология – определяет пневматологию: утверждение человеческих ипостасей, которые соединили бы в себе, в свою очередь, нетварную благодать с тварной природой во Святом Духе и стали бы состоять “из двух природ” для того, чтобы прославить в этой христологической структуре единого и троичного Бога.

Пневматологический аспект Церкви

Каждая божественная Ипостась участвует по-своему в домостроительстве спасения: Сын приходит во имя Отца, чтобы мир познал Его и чтобы явить и исполнить Его волю. Святой Дух приходит во имя Сына, чтобы свидетельствовать о Нем, завершить и запечатлеть Своими дарами дело Христа. Если человеческая природа, собранная во Христе, является единой, и если “Христос есть центр, куда сходятся линии” (святой Максим), и Он “творит из тех и других одно Тело” (святой Иоанн Златоуст), то ипостаси, человеческие личности, напротив, являются множественными. Аналогия с телом должна быть уточнена. Личность никоим образом не может оказаться растворенной в безличной организации; единство Тела в соответствии с его полнотой предполагает соборность, или симфонию, человеческих ипостасей. Если Христос возглавляет и соединяет человечество в единстве Своего Тела, то Святой Дух имеет отношение к личностям и способствует их расцвету в полноте даров уникальным образом, соответствующим каждой личности. Рассказ о Пятидесятнице ясно указывает на то, что благодать почиет на каждом из присутствующих – лично: “И явились им разделяющиеся языки… и почили по одному на каждом из них” (Деян.1:3).

Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело — Церковь, и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа.

Это Святой Дух произносит в нас “Авва, Отче”, и посредством Его мы говорим “Господи Иисусе Христе”; Он “делает для нас возможным доступ к тому, что превосходит природу, посредством того, что является привычным и естественным для нас”, и, соответственно, возвращает нам нашу охристовленную адамову природу, на которой Он сам почиет.

Благодать, подаваемая нам в Церкви, имеет ипостасный Источник, независимый от Сына. Этим Источником является Дух Святой, исходящий от Отца. Именно в силу этого, хотя наша человеческая природа включена в Тело Христово, наши человеческие личности не вовлечены в некий «механический» и принудительный процесс обожения, который упразднял бы нашу свободу и наше личностное бытие.

          Освобождаясь в Церкви от детерминизма (учение о взаимосвязи явлений и процессов реальности) греха, мы при этом не впадаем в детерминизм Божественный. Магия спасения совершенно чужда восточным отцам. Освящающая благодать не уничтожает человеческой свободы, и не уничтожает ее потому, что Святой Дух имеет ипостасное начало, независимое от Сына, Который является ипостасной Главой Церкви. Если бы мы мыслили Святого Духа Божественным Лицом, зависимым от Сына, Он представлялся бы нам даже и в личном своем сошествии некой связью, соединяющей нас с Сыном. Мистическая жизнь развивалась бы тогда путем слияния души со Христом через посредничество Святого Духа… Соединяясь с личностью Христа, мы или уничтожались бы, или личность Христа была бы для нас чем-то насильственно внешним. В последнем случае благодать воспринималась бы как нечто внешнее по отношению к свободе, а не была бы ее внутренним раскрытием».

Каждое святое таинство и каждая святая добродетель — это малый День Святого Духа: Дух Святой через них сходит на нас и в нас. Вечное новозаветное благовестие гласит: Господь Иисус Христос Духом Святым обитает в нас и мы в Нем. Наш человеческий дух Духом Святым становится способным к верному, к правильному познанию Христа. Для познания Богочеловека Христа, единого от Святой Божественной Троицы, нам нужна помощь Бога Отца и Бога Духа Святого. Дух Святой — это Дух премудрости (Еф.1:17); если человек получит Его, то исполнится Божественной премудростью. Дух Святой — это и Дух откровения (Еф.1:17). Божественной премудростью Он в сердце верующего открывает и сообщает тайну Иисуса Богочеловека.

Вся жизнь Церкви, во всех своих бесчисленных Богочеловеческих формах и проявлениях, наставляется и руководствуется Духом Святым, Который присно есть Дух Богочеловека Иисуса Христа (Гал.4:6). Посему святой Апостол и говорит: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. Дабы соделаться человеку причастником этого спасения, он должен соединиться с Самим Спасителем. Духовное же сочетание человека со Спасителем требует от человека борьбы против всего того, что удаляет его от Спасителя. А от безгрешного Спасителя удаляют человекагрехсмерть и дьявол. Божия помощь как Божественная сила, подаваемая человеку Богом Духом Святым за его веру в Богочеловека, именуется благодатью. Человека, всем сердцем верующего в Господа Иисуса Христа как единого истинного Бога и Спасителя, Дух Святой наполняет Своей благодатью и делает его способным препобеждать любойгрехсмерть и дьявола.

Благодатью Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви, Церковь освящает и спасает каждого верующего. Освящает его и спасает через всё ей присущее: через каждую молитву, обряд, богослужение, а особенно через святые таинства. Потому как освящение человека, в первую очередь, принадлежит Духу Святому, то Дух Святой и именуется Освящающим. Разумеется, в освящении человека участвуют и Бог Отец, и Бог Сын, ибо всё в Церкви бывает от Отца через Сына в Духе Святом.

 Христологический и пневматологический аспекты Церкви в их единстве

Из Св. Писания мы ясно видим, что миссии Двух Лиц Троицы в деле спасения человека различны. Дополняют ли они друг друга,  действуют ли автономно или их миссии отражаются во взаимнопроникновенном соучастии?  Очень трудно ответить на этот вопрос, но все-таки, пожалуй, истина где-то ближе к первому предположению. 

Христологический аспект — аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось. Пневматологический аспект — аспект становления, которому соответствует усвоение плодов искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа. Очевидно, что второй аспект зиждется на первом как на своем объективном основании. При этом два аспекта теснейшим образом связаны между собой. Чтобы освобождаться от греха и возрастать в благодати, необходимо все более и более соединяться с Телом Христовым, как бы врастать в Него, подобно тому как ветвь прирастает к лозе. Чем теснее это соединение, тем в большей степени человек становится способным воспринимать и усваивать обоживающую его благодать. И наоборот, чем больше мы исполняемся Духа Святого, тем полнее можем соединяться с телом Церкви.

Цель и смысл пришествия Христа, Его учения и Его Крестной смерти с Вознесением, есть обожение человека. Обожение человека – это стяжание Св. Духа, как мы знаем из Писания, поскольку именно Св. Духом верующему человеку сообщается божественная благодать. Св. Дух выступает как Сила, действующая на каждую верующую личность. Плоды Духа Святого известны из Св. Писания. В рассматриваемом вопросе главное в другом: мы говорим о стяжании Духа Святого применительно к отдельной личности человека.

Христианин старается жить праведной жизнью, стяжая Дары Духа Святого, имея ввиду его личностные усердия и, возможно,  подвиги, аскетизм. Это соответствует пневматологическому аспекту. Т.е. «субъективное» присутствие благодати. Мы можем задаться вопросами: Зачем? Почему он так поступает? Здесь надо обратиться к факту Боговоплощения. Пришел  Христос, учил, стал основателем Своей Церкви и подал нам Таинства, не обряды, а именно Таинства. Таинства, в которых также подается благодать Духа Святого. Это аспект христологический. И  здесь замечаем важное: Боговоплощение и последующее основание Христом  Своей Церкви является именно основанием, фундаментом или краеугольным камнем для аспекта первого, пневматологического. Это причина того, что христианин старается стяжать Духа Святого.

Как связаны упомянутые два аспекта? Получив благодать в таинстве Крещения, христианин, освободившись от «цепей» первородного греха должен или, более правильно, нуждается в стяжании благодати, которую получил в Крещении. Иначе, как растение, которое не поливают, человек потеряет «первичную» благодать и «семя Веры» засохнет и погибнет, что и наблюдаем у протестантов.  И вот для стяжания этой благодати христианин  должен постоянно ее взращивать в самом себе, через  участие в таинствах, поклонения святыням, делании милостыни и т.д.

Образно, подводя итог единства христологического и пневматологических аспектов, приведем пример: дерево, дающее плоды, не может существовать без семени, но и семя, обильно не поливаемое, не взращиваемое трудом садовода, не даст плоды. Так же и в вопросе вероисповедания: мало верить в Искупительную жертву Христа, надо самому трудиться, трудиться в стяжании благодати и это стяжание есть залог дальнейшего совершенствования и христианского взрастания христианина.